Афазия у детей

0
175
Речевая афазия у ребенка

Как лечить речевые нарушения у детей

Афазия – это нарушение ранее сформированной речи и ее восприятия от окружающих, которое наступает из-за нарушения в работе полушария головного мозга, отвечающего за речевую зону.

Дети, которые страдают этим заболеванием, перестают распознавать речь окружающих людей, не могут говорить предложениями, что обуславливает сложное налаживание контакта с внешним миром. При афазии сохраняются функции артикуляционного аппарата и слуха.

Процент распространения данного заболевания составляет всего 1% по всему миру. По статистике, чаще болеют мальчики. Афазию диагностируют чаще всего у детей, старше 3 лет. Сложность заключается в том, что болезнь не всегда можно выявить на ранних этапах и диагностика не всегда проводится своевременно.

Виды афазии у детей

амнестическая. Ребенок не может сказать названия предметов, которые ему демонстрируются, но при этом воспринимает слова других и сам может говорить;
сенсорная. У пациента есть слуховая функция, но он не понимает смысл посторонней речи. Ребенок говорит бессмысленные звуки и слова;
моторная. Больной не умеет произносить слова, но выдает отдельные звуки, при этом он понимает смысл предложений, которые ему говорят;
тотальная. Наиболее тяжелая степень заболевания, при которой речь полностью отсутствует, так же как и восприятие речи окружающих.

Также бывают смешанные виды афазии, когда присутствуют симптомы нескольких разновидностей заболевания.

Причины и симптомы

Заболевание афазией может развиться из-за таких провоцирующих факторов:

черепно-мозговые травмы. Вследствие травмирования возникают патологические изменения в структурах головного мозга, которые приводят к утрате некоторых функций. Болезнь может развиться сразу после травматического инцидента или через какой-то период времени;
опухоли, новообразования в мозге. Их появление и рост может затронуть участки мозга, отвечающие за функцию речи и восприятия;
нарушение кровообращения в мозге, мозговые кровоизлияния, инсульт;
• перенесенные заболевания мозга воспалительного характера – менингоэнцефалит, менингит;
эпилепсия. Электрические импульсы, которые провоцируют судороги и потерю сознания, могут образовываться в участках, ответственных за речь, и развивать патологию;
токсические отравления. Ядовитые вещества могут разрушать клетки головного мозга и нервной системы. Гибель нейронов может спровоцировать утрату речевой функции.

Речевая афазия у ребенка выражается разными симптомами, которые зависят от вида патологии.

Основные признаки болезни:

  • ребенок очень молчалив, на вопросы отвечает только в короткой утвердительной или отрицательной форме;
  • ребенок может пытаться говорить очень много, вследствие чего выдает большое количество предложений, лишенных смысла;
  • больной не может подобрать нужного слова для выражения своей мысли, ищет синонимы, пытается описать то, о чем хочет сказать;
  • речь больного может быть очень медленной или слишком быстрой;
  • дети с афазией переставляют звуки и буквы при произношении слов;
  • ребенок не улавливает понятие категории, например, то, что кукла является игрушкой. Он не видит связи между этими понятиями, они для него – два отдельных слова;
  • нарушается правильное чтение и письмо, если ранее ребенок мог это делать;
  • во время попыток выразить свою мысль, ребенок может резко обрывать свою речь из-за невозможности подобрать нужные слова;
  • больной не может уловить чувство времени и последовательность действий, не расставляет события в порядке хронологии.

Способы лечения афазии у детей

Как лечить афазию

Лечение всегда начинается с правильной постановки диагноза. Этим занимается врач-невролог. Специалист выслушивает жалобы и собирает анамнез, затем осматривает пациента на предмет наличия неврологических отклонений. Могут быть назначены КТ, МРТ, электроэнцефалография, магниторезонансная ангиография и другие исследования.

После постановки диагноза разрабатывается схема комплексного лечения, которая включает в себя прием медикаментов, работу с логопедом и дефектологом.

Если афазия вызвана другими заболеваниями или травмами, врачами проводится работа по устранению первопричины:

  • назначение кортикостероидов может быть эффективным, если имеется вазогенный отек;
  • при наличии новообразования в мозге, проводится операция по его удалению;
  • когда причиной афазии стало кровоизлияние в мозг (инсульт), врачи удаляют сгусток крови хирургическим путем или назначают консервативные методы терапии;
  • при афазии, как последствии травмы, проводятся терапевтические мероприятия по восстановлению поврежденных структур головного мозга.

После радикальных процедур, назначается комплексные лечебные методы с целью стимулировать мозговое кровообращение, обмен веществ. Зачастую необходима также витаминотерапия, физиотерапия, рефлексотерапия, массажи.

Комплексная терапия афазии у детей является довольно длительным и трудоемким процессом, который должен привести к созданию новых нейронных связей в головном мозге пациента. Упражнения для детей с афазией разрабатываются логопедом с учетом индивидуальной клинической картины маленького пациента.

Специалисты часто организовывают групповые занятия для детей для обучения навыкам письма и чтения, а также работают с каждым пациентом индивидуально для постановки речи.

Немаловажную роль в процессе выздоровления играют домашние занятия с родителями, рекомендованные специалистами. Близкое окружение ребенка должно активно участвовать в терапевтическом процессе, посредством постоянных разговоров, объяснений, тренировкой навыков письма.

Причины афазии у ребенка

Заключение

Афазия диагностируется, когда у ребенка, который уже имел сформированную речь, возникает речевое расстройство, и он теряет навыки коммуникации. Различают разные типы заболевания, которые отличаются по тому, какой участок головного мозга был поражен. Симптомы болезни также могут быть разные, проявляться в более легкой или тяжелой степени.

Ребенок, страдающий афазией, обязательно должен наблюдаться врачом-неврологом, который назначает необходимые исследования и разрабатывает индивидуальный план лечения. Залогом положительной динамики в лечебной терапии является совмещение медикаментозных, логопедических, дефектологических методов.

Совместная длительная работа специалистов и близкого окружения ребенка на ранних этапах выявления проблемы в большинстве случаев приводит к полному восстановлению речевых функций больного.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here